† CLM †

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » † CLM † » Население Японии » Народ айну: коренные жители Японии.


Народ айну: коренные жители Японии.

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Народ айну. Происхождение.

Их наиболее известный этноним происходит от слова «aynu», которое на хоккайдском диалекте языка айнов означает «человек» (особенно в отличие от слова «kamuy», означающего «божественное существо»). Японцы также называли айнов «эмиси» («emishi») – впервые этот термин встречается в Кодзики (712 г.). и в хрониках «Нихонсёки» (720 г.), а также «эдзо» или «yezo» (蝦夷) – эти два японских термина, как предполагается, проистекают от исконных форм слов языка сахалинских айнов «enciw» или «enju», которые также означают «человек». Также японцы называли айнов «эбису», что также означает «варвар», «дикарь», определяя таким образом их отношение к этому народу. В настоящее время некоторые члены этого меньшинства для обращения друг к другу используют термин «утари» («utari»,ウタリ), что означает «товарищ».

В настоящее время, как считают, существует свыше 150 тыс. айнов, однако точная цифра неизвестна, т.к. многие айны предпочитают скрывать своё происхождение, а то и вовсе о нём не знают – родители многих урождённых айну скрывали от своих детей их происхождение, желая таким образом защитить их от проявлений расизма.

Происхождение айнов выяснено не точно. Их часто считали «Jōmon-jin», японскими туземцами времён эпохи Дзёмон. Как говорится в одной из айнских легенд «Yukar Upopo», «айны жили в этом месте сотни тысяч лет, пока не пришли Дети солнца». Культура айнов зародилась примерно 1200 лет до н.э. и недавние исследования показали, что она произошла от слияния Охотской культуры и культуры Сацумон. Экономика айнов основывалась на сельском хозяйстве, а также на охоте, рыболовстве и собирательстве.

Мужчины-айну, как правило, имеют густой волосяной покров на теле. Ранее многие исследователи предполагали, что в числе предков айнов были выходцы с Кавказа, но последние ДНК-тесты не обнаружили никаких следов этих народов. Генетическое тестирование айнов показало, что они принадлежат в основном к Y-гаплогруппе D. К числу мест, в которых эта группа распространена за пределами Японии, относятся Тибет и Андаманские острова в Индийском океане.

Некоторые из исследователей считают, что айны могут быть потомками доисторической расы, от которой также произошли коренные народы Австралии. В книге Стива Олсона (Steve Olson) «Отображая историю человечества» (стр. 133) автор описывает открытие окаменелых туземных останков, возраст которых датируется 10 тыс. лет и которые относятся к группе Дзёмон, черты лица представителей которой более напоминают черты лица коренных народов Новой Гвинеи и Австралии.

После новой волны иммиграции, по всей видимости с Корейского полуострова, примерно 2300 лет назад люди Яёя, чистокровные Jōmon-jin, были отодвинуты на север Японии. Генетические данные свидетельствуют, что современные японцы произошли от обеих групп.

В конце XX века возникло множество предположений, что люди группы, связанной с Jōmon-jin, были первыми, кто освоил Северную Америку. Эта гипотеза в значительной степени базируется на скелетном и культурном сходстве среди племён, проживающих в западной части Северной Америки и в определённых частях Латинской Америки. Возможно, что среди первых поселенцев Северной Америки были выходцы Дзёмон.

Инновационное генетическое картирование Кавалли-Сфорца продемонстрировало чёткое различие в частотах встречаемости гена в геноме в области вокруг Японского моря, особенно на Японском архипелаге, что отличает эти группы населения от других в остальной части Восточной Азии и большинства на американском континенте. Эта разница представлена как третье важнейшее генетическое движение (другими словами, третий основной компонент генетических различий) в Евразии (после Большого исхода с африканского континента, один клин которого нацелился на центр Аравии и прилегающие районы Ближнего Востока, а второй – в северные регионы Евразии и, в особенности, регионы Сибири, а оттуда – на юг), которое соответствовало раннему периоду Дзёмон или, возможно, даже произошло ещё раньше.

На изображении ниже - представители коренного народа айну.

увеличить

0

2

Народ айну. География.

Айны распространялись по островам от Сахалина на севере до Курильских островов, а также на Хоккайдо и северном Хонсю, хотя некоторые включают в их круг расселения весь Хонсю и южную оконечность Камчатки.

Остров Хоккайдо был известен среди айнов под названием Айну Мосир (Ainu Moshir), т.е. Земля айну, и был официально аннексирован японцами в конце в 1868 г. в качестве средства для предотвращения вторжения русских, во-первых, а во-вторых, по империалистическим причинам.

Согласно переписи населения 1897 г., 1446 человек в Российской империи назвали айнский язык своим родным, из них 1434 человек проживали на Сахалине. В силу исторических причин, о которых упоминалось выше, сейчас почти все айны живут в Японии.

Южная половина Сахалина была получена Японией в результате Русско-японской войны 1904-1905 г., а в конце Второй мировой войны в 1945 г. СССР объявил Японии войну и завоевал южную часть Сахалина и Курильские острова. Местные айны как японские подданные были «репатриированы» в Японию.

Однако, на Сахалине всё ещё обитает небольшое число айнов, которые в большинстве своём являются потомками сахалинских айнов, которые были выселены, но затем вернулись. На юге Камчатки и на Курильских островах также проживает небольшое количество айну.

Однако, айны, говорящие на своём родном языке (за исключением сущих единиц, возможно, затесавшихся в других местах их обитания), проживают исключительно в Японии. Там они сосредоточены, в основном, на южном и восточном побережьях острова Хоккайдо.

Из-за ассимиляции японцами и постоянного поглощения родной культуры культурой более массовой, на сегодняшний день не существует подлинно айнского поселения. В городе Нибутани в префектуре Хидака есть ряд домашних хозяйств айнов, а рядом с музеями, посвящёнными айнам, есть магазинчики, где можно приобрести различные айнские поделки. Многие «традиционные айнские деревушки», широко рекламируемые на Хоккайдо, например, Акан (Akan) и Сираой (Shiraoi), являются чисто туристическими аттракционами, но тем не менее предоставляют возможность пообщаться именно с самими айнами.

На изображении ниже - представитель древнего народа айну.

увеличить

0

3

Народ айну. Язык.

Язык айнов существенно отличается от японского по синтаксису, фонологии, морфологии и лексике. Хотя имели место попытки доказать, что они имеют родственные связи, подавляющее большинство современных учёных отвергают предположения, что отношения между языками выходят за рамки контактных отношений, предполагающих взаимное заимствование слов в обоих языках. Фактически, ни одна попытка привязать язык айнов к какому-либо другому языку не получила широкого признания, поэтому в настоящее время предполагается, что айнский язык является обособленным языком.

Айнский является полисинтетическим и предпринимались попытки связать японский, корейский и айнский с помощью раннего протоайнского языка. Предлоги, которые в русском языке ставятся перед словом, к которому они относятся, например, «в», «от», «на», в айнском ставятся после этого слова.

Айны не имели письма и исторически слова их языка записывались исследователями либо японскими иероглифами, либо русской кириллицей.

Громоздкость японского языка с его неспособностью точно представлять конечные согласные звуки способствовала деградации оригинального айнского языка. Например, слово «кор» («kor»; «держать»), произнесённое с прононсом, превращается в «коро» («koro») во многих диалектах японских айнов – в отличие от айнов с Сахалина и Курильских островов.

Айны с разных оконечностей Хоккайдо не всегда поймут друг друга, однако все они понимают классический язык айнов, используемых для эпических рассказов (юкар; yukar). Не имея системы письменности, айны были мастерами рассказов, в число которых входили юкар и другие формы повествования, например, uepeker (uwepeker).

На изображении ниже - представитель народа айну.

увеличить

0

4

Народ айну. Религия.

Айны традиционно являются анимистами, полагающими, что всё в природе обладает внутренним «камуи» («kamuy»), т.е. духом или божеством. Разумеется, существует иерархия камуи.

Самым важным божеством является Праматерь-Земля (огонь), затем идут камуи гор (животные), морские камуи (морские животные) и, наконец, все остальные.

У айнов нет священников – по профессии, так сказать. Староста деревни при необходимости исполняет любые религиозные обряды. Церемонии ограничиваются возлиянием рисового пива, чтением молитвы и подношением ивовых палочек. Палочки называются «инау» («inau») в единственном числе и «нуса» («nusa») – во множественном. Они размещаются на алтаре, чтобы «отправить назад» духи убитых животных.

Айны благодарят богов перед едой и молятся богу огня во время болезни. Они полагают, что их души являются бессмертными и после смерти плоти возвращаются в Камуи Мосир (Kamuy Mosir) – Землю богов.

Некоторые айны на севере являются членами Русской православной церкви (РЦП).

На изображении ниже - тотем рыбного филина, считавшегося одним из покровителей народа айну.
С ритуалом, связанным с богом-филином Вы можете более подробно ознакомится в этой статье: http://clm.mybb.ru/viewtopic.php?id=56

увеличить

0

5

Народ айну. История. Борьба с захватчиками.

Примерно с середины эпохи Дзёмон на Японские острова начинают прибывать другие этнические группы. Вначале прибывают мигранты из Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Южного Китая. Мигранты из ЮВА, в основном, говорят на австронезийских языках. Они селятся преимущественно на южных островах японского архипелага и начинают практиковать земледелие, а именно рисоводство. Поскольку рис очень продуктивная культура, то он позволяет жить достаточно большому числу людей на очень небольшой территории. Постепенно число земледельцев увеличивается и они начинают оказывать давление на окружающую природную среду и таким образом угрожать природному равновесию, которое столь важно для нормального существования культуры неолитических айнов. Начинается миграция айнов на Сахалин, нижний Амур, Приморье и Курильские острова. Затем, в конце эпохи Дзёмон — начале Яёй на Японские острова прибывает несколько этнических групп из Центральной Азии. Они занимались скотоводством и охотой и говорили на алтайских языках. (Эти этнические группы дали начало корейскому и японскому этносу.) Согласно японскому антропологу Ока Масао самый мощный клан тех алтайских мигрантов, которые осели на Японских островах, развился в то, что потом получило название «род тэнно».

Когда складывается государство Ямато, то начинается эпоха постоянной войны между государством Ямато и айнами.
В настоящее время есть все основания считать, что государство Ямато — это развитие древнеайнского государства Яматай. Так, например, исследование ДНК японцев показало, что доминирующей Y хромосомой у японцев является D2, то есть, та Y хромосома, которая обнаруживается у 80 % айнов, но почти отсутствует у корейцев. Это говорит о том, что правили люди дзёмонского антропологического типа, а не яёйского. Здесь также важно иметь в виду, что существовали различные группы айнов: одни занимались собирательством, охотой и рыболовством, а другие создавали более сложные социальные системы. И вполне возможно, что те айны, с которыми позднее вело войны государство Ямато рассматривались как «дикари» и государством Яматай.

Противостояние государства Ямато и айнов продолжалось почти полторы тысячи лет. Длительное время (начиная с восьмого и почти до пятнадцатого века) граница государства Ямато проходила в районе современного города Сэндай, и северная часть острова Хонсю была очень плохо освоена японцами. В военном отношении японцы очень долго уступали айнам. Вот как охарактеризованы айны в японской хронике «Нихон сёки», где они фигурируют под именем эмиси/эбису; слово эмиси по всей видимости происходит от айнского слова emus «меч»:

"Среди восточных дикарей самые сильные — эмиси. Мужчины и женщины у них соединяются беспорядочно, кто отец, кто сын — не различается. Зимой они живут в пещерах, летом в гнездах [на деревьях]. Носят звериные шкуры, пьют сырую кровь, старший и младший братья друг другу не доверяют. В горы они взбираются подобно птицам, по траве мчатся как дикие звери. Добро забывают, но если им вред причинить — непременно отомстят. Ещё — спрятав стрелы в волосах и привязав клинок под одеждой, они, собравшись гурьбой соплеменников, нарушают границы или же, разведав, где поля и шелковица, грабят народ страны [Ямато]. Если на них нападают, они скрываются в траве, если преследуют — взбираются в горы. Издревле и поныне они не подчиняются владыкам [Ямато]."

Даже если учесть, что большая часть этого текста из «Нихон сёки» является стандартной характеристикой любых «варваров», заимствованной японцами из древнекитайских хроник «Вэньсюань» и «Лицзи», то все равно айну охарактеризованы достаточно точно. Лишь через несколько веков постоянных стычек из японских военных отрядов, оборонявших северные границы Ямато сформировалось то, что впоследствии получило наименование «самурайство». Самурайская культура и самурайская техника ведения боя во многом восходят к айнским боевым приемам и несут в себе множество айнских элементов, а отдельные самурайские кланы по своему происхождению являются айнскими, наиболее известный — клан Абэ.

Только в середине пятнадцатого века небольшой группе самураев во главе с неким Такэда Нобухирō удалось переправиться на Хоккайдо, который тогда назывался Эдзо, (здесь следует отметить, что японцы называли айнов эдзо — 蝦夷 или 夷 — эмиси/эбису, что означало «варвары», «дикари») и основал на южной оконечности острова (на полуострове Осима) первое японское поселение. Такэда Нобухиро считается основателем клана Мацумаэ, который правил островом Хоккайдо до 1798 года, а затем управление перешло в руки центрального правительства.

В ходе колонизации острова самураям клана Мацумаэ постоянно приходилось сталкиваться с вооруженным сопротивлением со стороны айнов. Из наиболее значительных выступлений следут отметить: борьбу айнов под предводительством Косямаина (1457 г.), выступления айнов в 1512—1515 годах, в 1525 г., под предводительством вождя Танасягаси (1529 г.), Тариконны (1536 г.), Мэннаукэи(Хэнаукэ) (1643 г.), и под предводительством Сягусяина (1669 г.), а также множество более мелких выступлений. Следует, однако, отметить, что эти выступления, в сущности, не были только «айнской борьбой против японцев», а среди повстанцев было немало японцев. Это была не столько борьба айнов против японцев, сколько борьба жителей острова Эдзо за независимость от центрального правительства. Это была борьба за контроль над выгодными торговыми путями: через остров Эдзо проходил торговый путь в Маньчжурию.

Наиболее значимым из всех выступлений было восстание под предводительством Сягусяина. По многим свидетельствам Сягусяин не принадлежал к айнской аристократии — ниспа, а был просто неким харизматическим лидером. Очевидно, что вначале его поддерживали далеко не все айны. Здесь также следует учитывать, что на протяжении всей войны с японцами айны по большей части действовали отдельными локальными группами и никогда не собирали большие соединения. Путем насилия и принуждения Сягусяину удалось прийти к власти и объединить под своей властью очень многих айнов южных районов Хоккайдо. Вероятно, что по ходу осуществления своих планов Сягусяин перечеркивал некоторые очень важные установления и константы айнской культуры. Можно даже утверждать, что вполне очевидно, что Сягусяин был не традиционным вождем — старейшиной локальной группы, а что он смотрел далеко в будущее и что он понимал, что айнам совершенно необходимо осваивать современные технологии (в широком смысле этого слова) если они хотят и дальше продолжать независимое существование. В этом плане Сягусяин, пожалуй, был одним из наиболее прогрессивных людей айнской культуры. Первоначально действия Сягусяина были очень удачными. Ему удалось практически полностью уничтожить войска Мацумаэ и выгнать японцев с Хоккайдо. Цаси (укрепленное поселение) Сягусяина находилось в районе современного города Сидзунай на самой высокой точке при впадении реки Сидзунай в Тихий Океан. Однако его восстание было обречено, как все другие, предшествующие и последующие выступления. На наш взгляд, причина поражения Сягусяина и не только Сягусяина, но и вообще причина поражения айнов в их борьбе с японцами коренится вовсе не в том, что айны были менее искусными воинами, а в том, что основные парадигмы айнской культуры радикальнейшим образом отличались от основных парадигм японской культуры.

Культура айнов — охотничья культура, культура, которая никогда не знала больших поселений, в которой самой крупной социальной единицей была локальная группа. Айны всерьез полагали, что все задачи, которые ставит перед ними внешний мир, могут быть решены силами одной локальной группы. В айнской культуре человек значил слишком много, чтобы его можно было использовать как винтик, что было характерно для культур, основой которых было земледелие, а в особенности — рисоводство, которое позволяет жить очень большому числу людей на крайне ограниченной территории. Система управления в Мацумаэ была следующей: самураям клана раздавались прибрежные участки (которые фактически принадлежали айнам), но самураи не умели и не желали заниматься ни рыболовством, ни охотой, поэтому сдавали эти участки в аренду откупщикам. Поэтому все дела вершили откупщики. Они набирали себе помощников: переводчиков и надсмотрщиков. Переводчики и надсмотрщики совершали множество злоупотреблений: жестоко обращались со стариками и детьми, насиловали айнских женщин, ругань в отношении айнов была самым обычным делом. Айны находились фактически на положении рабов. В японской системе «исправления нравов» полное бесправие айнов сочеталось с постоянным унижением их этнического достоинства. Мелочная, доведенная до абсурда регламентация жизни была направлена на то, чтобы парализовать волю айнов. Многие молодые айны изымались из своего традиционного окружения и направлялись японцами на различные работы, например, айны из центральных районов Хоккайдо посылались на работу на морские промыслы Кунашира и Итурупа (которые в то время также были колонизированы японцами), где жили в условиях неестественной скученности, не имея возможности поддерживать традиционный образ жизни.

По сути дела, здесь можно говорить о геноциде айну. Все это привело к новым вооруженным выступлениям: восстанию на Кунашире в 1789. Ход событий был такой: японский промышленник Хидая пытается открыть на тогда ещё независимом айнском Кунашире свои фактории, вождь Кунашира — Тукиноэ не разрешает ему сделать это, захватывает все товары, привезенные японцами, и отправляет японцев обратно в Мацумаэ, в ответ на это японцы объявляют экономические санкции против Кунашира, и после 8 лет блокады Тукиноэ позволяет Хидая открыть несколько факторий на острове, население немедленно попадает в кабалу к японцам, через некоторое время айны под предводительством Тукиноэ и Икитои поднимают восстание против японцев и очень быстро одерживают верх, но несколько японцев спасается, добирается до столицы Мацумаэ и клан Мацумаэ посылает войска для подавления мятежа.

На изображениях ниже - представители народа айну.

увеличить

увеличить

0

6

Народ айну. История. Ассимиляция.

После подавления восстания айнов Кунашира и Мэнаси центральное сёгунское правительство прислало комиссию. Чиновники центрального правительства рекомендовали пересмотреть политику в отношении аборигенного населения: отменить жестокие указы, назначить в каждый район врачей, обучить японскому языку, земледелию, постепенно приобщать к японским обычаям. Так началась ассимиляция. Настоящая колонизация Хоккайдо началась лишь после реставрации Мэйдзи имевшей место в 1868: мужчин заставляли стричь бороды, женщинам запрещали делать татуировку губ, носить традиционную айнскую одежду. Ещё в начале XIX века были введены запреты на проведение айнских ритуалов, в особенности, медвежьего праздника.

Стремительно росло число японских колонистов Хоккайдо: так в 1897 на остров переселилилось 64 тысячи 350 человек, в 1898 — 63 тысячи 630, а в 1901 — 50 тысяч 100 человек. в 1903 году население Хоккайдо состояло из 845 тысяч японцев и всего лишь 18 тысяч айну . Начался период самой жестокой японизации хоккайдоских айну.

По Симодскому договору 1855 года Сахалин был в общем японско-русском пользовании, а Курильские острова разделены следующим образом: Япония владела грядой Хабомаи, Кунаширом и Итурупом, а Россия — островами от Урупа до Шумушу. И Курильские айны более тяготели к русским, нежели к японцам: многие из них владели русским языком и были православными. Причина подобного положения вещей заключалась в том, что русские колониальные порядки, несмотря на многие злоупотребления сборщиков ясака и вооруженные конфликты, спровоцированные казаками, были куда мягче японских. Айны не вырывались из своей традиционной среды, их не заставляли радикально менять образ жизни, не низводили до положения рабов. Они жили там же, где жили и до прихода русских и занимались теми же самыми занятиями.

В 1875 по Петербургскому договору весь Сахалин был закреплен за Россией, а все Курильские острова переданы Японии. Северокурильские айны не решились расстаться со своей родиной. И тогда их постигла самая тяжкая участь: японцы перевезли всех Северокурильских айнов на остров Шикотан, отняли у них все орудия лова и лодки, запретили выходить в море без разрешения; вместо этого айны привлекались на различные работы, за которые получали рис, овощи, немного рыбы и сакэ, что абсолютно не соответствовало традиционному рациону Северокурильских айнов, который состоял из мяса морских животных и рыбы. Кроме того, курильские айну оказались на Шикотане в условиях неестественной скученности, в то время как характерной этноэкологической чертой курильских айнов было расселение мелкими группами, причем многие острова оставались вообще незаселенными и использовались айнами как охотничьи угодья щадящего режима. Нужно также учитывать, что на Шикотане жило много японцев. Очень многие айны умерли в первый же год. Разрушение традиционного уклада Курильских айну привело к тому, что к 1941 году, по японским данным, большинство жителей резервации ушли из жизни. Однако об ужасной участи Курильских айнов очень скоро стало известно японской и зарубежной общественности. Резервацию ликвидировали. Уцелевшую горстку — не более 20 человек, больных и обнищавших, — вывезли на Хоккайдо. В 70-е годы имелись данные о 17 курильских айнах, однако, сколько из них являлись выходцами с Шикотана — неясно.

На Сахалине, в то время, когда он был в совместном японско-русском пользовании, айны находились в кабальной зависимости от сезонных японских промышленников, приезжающих на лето. Японцы перегораживали устья крупных нерестовых рек, поэтому рыба просто-напросто не доходила до верховий, и айнам приходилось выходить на берег моря, чтобы добыть хоть какое-то пропитание. Здесь они сразу же попадали в зависимость от японцев. Японцы выдавали айнам снасти и отбирали из улова все самое лучшее, свои собственные снасти айнам иметь запрещалось. С отъездом японцев айны оставались без достаточного запаса рыбы, и к концу зимы у них почти всегда наступал голод. Русская администрация занималась северной частью острова, отдав южную произволу японских промышленников, которые, понимая, что их пребывание на острове будет недолгим, стремились как можно интенсивнее эксплуатировать его природные богатства. После того как по Петербургскому договору Сахалин перешёл в безраздельное владение России, положение айнов несколько улучшилось, однако, нельзя сказать, что устройство на Сахалине каторги способствовало развитию айнской культуры. После Русско-Японской войны, когда южный Сахалин превратился в губернаторство Карафуто, старые японские порядки вернулись вновь. Остров интенсивно заселялся иммигрантами, вскоре пришлое население многократно превысило айнское. В 1914 всех айнов Карафуто собрали в 10 населенных пунктах. Передвижение жителей этих резерваций по острову ограничивалось. Японцы всячески боролись с традиционной культурой, традиционными верованиями айну, пытались заставить айну жить по-японски. Так, например, был запрещен медвежий праздник, в домах айнов наряду с инау появляются буцудана и камидана . Ассимиляционным целям служило и обращение в 1933 всех айнов в японских подданных. Всем присвоили японские фамилии, а молодое поколение в дальнейшем получало и японские имена. После поражения Японии именно как японские подданные айны попали под репатриацию. Содействуя репатриации, советская администрация в то же время предлагала всем, кто пожелает, остаться на Сахалине. Остались только около 200 человек, большинство айнов изъявило желание покинуть Сахалин. Причин тому может быть несколько: во-первых, это достаточно сильная японизация сахалинских айнов, ведь многие браки были смешанные айнско-японские; кроме того, у многих были родственники на Хоккайдо. Большая часть айнов — свыше 1000 человек отбыли на Хоккайдо в 1947—1948 гг., и к 1949 на Сахалине осталось не более 100 айну. Вероятно, многие из них также вскоре покинули остров, потому что в 1979 на Сахалине было зарегистрировано лишь три человека, у которых в паспорте, в графе национальность значилось «айну».

На изображениях ниже - представители народа айну.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

0

7

Народ айну. Современные айну.

В настоящее время в Японии проживает около тридцати тысяч айну (то есть людей, которые самих себя считают айнами), из них около 25 тысяч проживают на Хоккайдо, остальные — в других частях Японии.

6 июня 2008 года японский парламент признал айнов самостоятельным национальным меньшинством, что, однако, никак не изменило ситуации и не привело к росту самосознания, потому что все айну полностью ассимилированы и ничем, практически, не отличаются от японцев, они знают о своей культуре, зачастую намного меньше японских антропологов, и не стремятся её поддерживать, что объясняется длительной дискриминацией айнов и традиционным бытовым шовинизмом японских обывателей. При этом сама по себе айнская культура полностью поставлена на службу туризму и, по сути дела, представляет собой разновидность театра. Японцы и сами айну культивируют экзотику на потребу туристам. Наиболее яркий пример — бренд «айны и медведи»: на Хоккайдо почти в каждой сувенирной лавке можно встретить маленькие фигурки медвежат, вырезанные из дерева. Вопреки расхожему мнению, у айнов существовало табу на вырезание статуэток медведя, а вышеупомянутое ремесло было, по свидетельству Эмико Онуки-Тирни, привезено японцами из Швейцарии в 1920-е годы и только потом внедрено среди айнов.

0

8

Традиционный дом айну.

Стены деревянного дома обиты циновками, посреди пола – прямоугольник очага, засыпанный песком. В старину дома полностью делались из соломы. В очаге выложены дрова, а с крыши над огнем висит деревянный крюк для котла.

увеличить

увеличить

увеличить

0

9

На изображении ниже - очаг и котёл в традционном доме айну.

увеличить

0

10

Народ айну. Культура. Татуаж.

Традиционная культура айнов совершенно отличается от японской культуры. После определённого возраста мужчины переставали бриться и всегда носили длинные бороды и усы. Мужчины и женщины носили волосы до плеч, но сзади обрезали их в форме полукруга.

Женщины татуировали губы, а иногда и предплечья. Татуаж губ начинался с небольшого пятнышка на верхней губе, которое наносили в подростковом возрасте, т.е. в период полового созревания, и постепенно увеличивался в размерах – к возрасту, подходящему для замужества, девушка обзаводилась полноценной татуировкой в виде круга. В качестве краски использовали сажу, полученную с подвешенного над горящей берестой горшка.

На изображениях ниже - представительницы древнего народа айну.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

0

11

Народ айну. Культура. Одежда.

Традиционной одеждой айнов было одеяние из вязового лыка, которое называли [b]«аттуси»[/b] («attusi») или «аттус» («attush»). В целом у айнов было несколько стилей одежды, но основной состоял из короткого халата с прямыми рукавами, который оборачивался вокруг тела и подвязывался поясом на талии. Рукава заканчивались в районе запястий или предплечий. У мужчин длина такого халата доходила до икр, тогда как у женщин он достигал только колена. Кроме того, женщины также носили нательное бельё, аналогичное японскому.

Узоры на традиционной одежде народа айну носят не только эстетический смысл, но и отгоняют злых духов.

Современные мастерицы ткут и вышивают традиционные одежды, которые ценятся чрезвычайно высоко.

Зимой айны носили шкуры животных, замшевые гетры и делали обувь из кожи собак или лосося. Сахалинские айну от своих материковых соседей узнали также, что такое штаны.

На изображениях ниже - узоры на традицинной одежде народа айну.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

0

12

На изображении ниже - узоры на традиционной одежде народа айну.

увеличить

0

13

На изображении ниже - обувь из кожи лосося с чушуёй. Очень экзотично выглядит.

увеличить

0

14

Народ айну. Культура. Украшения.

И мужчины, и женщины айнов любят серёжки, которые, как говорят, в старину делали из виноградной лозы, а также бусы, которые называются «тамасай» («tamasay») и которые женщины чрезвычайно ценят. И серьги, и ожерелья, как показали исследования учёных, носили культовый характер.

На изображениях ниже:
1. традиционные бусы "тамасай";
2. традиционные серьги.

увеличить

увеличить

0

15

Народ айну. Культура. Кухня.

Традиционная кухня айнов состоит из медвежатины, лисятины, волчатины, барсучатины, конины, мяса вола, рыбы, птицы, пшена, овощей, трав и кореньев. Они никогда не ели сырую рыбу или мясо, но всегда варили их или жарили.

Поскольку айны во всем окружающем видят воплощения духов, занимаясь собирательством растений для пропитания, они никогда не используют коренья, оставляя их в земле для будущих сборов. Густые супы "охав" были основой пищи. "Цеп охав" варили из горбуши, "кам охав" - из мяса, "пукуса охав" - из брикетов листьев "пукусы" (листовая черемша Allium victorialis).

С супами ели вареное просо "сайо", тушеными овощами в виде блюда "ратаскеп". Мясо диких животных или рыбу поджаривают над углями.

увеличить

0


Вы здесь » † CLM † » Население Японии » Народ айну: коренные жители Японии.